В рамках Года К В. Иванова в Чувашии в Торханской сельской библиотеке оформлена информационная полка о художнике П. Сизове «Нарспи санарне укерекен». Здесь читатели могут ознакомиться с краеведческими альбомами «Петр Владимирович Сисзов» и «Любимые образы художника Сизова», с набором открыток с иллюстрациями к поэме «Нарспи».
Петр Владимирович Сизов родился в д. Торханы Шумерлинского района Чувашской Республики. Учился в Алатырском художественно- граверном училище, центральной студии «Всекохудожника» в классе А.М.Герасимова, во Всесоюзном заочном университете искусств. Работал художником Чувашского книжного издательства (с 1940). Служил в армии. Умер в Чебоксарах.
Участвовал на выставках: чувашских республиканских (с 1945); конференции-выставке произведений художников десяти автономных республик (Казань, 1950); Всероссийского конкурса книги и книжной графики (Москва, 1969); зональных «Большая Волга» (Куйбышев, 1964; Ульяновск, 1969-1970; Горький, 1974; Чебоксары, 1985).
Персональные выставки организованы в Чебоксарах в 1971, 1981, 1982, 1991, 1996; Шумерле в 1972.
Его основные работы: иллюстрации к «Али-Батыру» В. Бараева, «Соболевой шапке» и «Перевалу» Я.Ухсая; к пяти изданиям «Нарспи» К.В.Иванова, «Сказкам» П. Хузангая; серия листов к «Нарспи», серия агитплакатов, серия «Строительство Чебоксарской ГЭС», серия «Чебоксары», серия «И.Я.Яковлев».
«Петр Владимирович Сизов один из видных воспитанников Алатырской художественно-граверной школы. Алатырская школа имела целью подготовить специалистов по клише для издательства республики. Клише изготовлялись тогда вручную, на дереве. Этот вид искусства, ксилографию, в массовых изданиях заменили сейчас фотомеханические способы печати. Однако работа граверной школы не оказалась напрасной. Главный результат ее деятельности заключается в том, что она, задуманная как учебное заведение узкотехнического профиля, сумела выявить многие талантыиз чувашской среды и дать им необходимое направление в большое искусство.
Не удивительно, что характер отношения к чувашской культуре определялся в те годы, прежде всего, через оценку поэмы К. В. Иванова «Нарспи». Ибо именно в ней наиболее полно выражены национальные черты и особенности нашего народа.
В том, что в нашем сознании сложились вполне определенные типы героев «Нарспи», роль П. В. Сизова, нашедшего выразительную и исторически верную изобразительную интерпретацию темы, весьма значительна. Его иллюстрации занимали в течение трех последних десятилетий доминирующее положение. Они отражают не только ‚творческое развитие самого художника, но и этапы развития научного исследования поэмы, характер постановки и решения национального вопроса в области культуры в целом. От чисто внешних иллюстраций отдельных строк, сцен, действий,от простого любительского показа национальных костюмов. украшений, обрядов и обычаев художник пришел к глубокому раскрытию характеров, исторических обстоятельств, социальных причин народной трагедии, сумел увидеть и убедительно показать классовое расслоение чувашской деревни дореволюционного периода. Получилась широкая картина жизни народа, который, сохраняя свои вековые традиции, созревает в новых исторических условиях для открытой борьбы против мира «зла и мук».
Во многих видах и жанрах изобразительного искусства работал П. В. Сизов за свою более чем тридцатилетнюю творческую жизнь. Однако многие поколения чувашских зрителей и читателей запомнили его именно как иллюстратора «Нарспи». Рисунки к «Нарспи» оказались достойны любви всего народа, и народ по достоинству оценил своего художника.» (Из каталога выставки произведений, посв. 50-летию со дня рождения художника Сизова Автор – составитель – А.В. Григорьев).
|